Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста. Компьютеры и гаджеты: плюсы и минусы использования детьми Гаджеты и их вред

11.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Д ети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист - это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

  1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
  2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
  3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
  4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

  1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день
  2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом
  3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
  4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет
  5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности
  6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

  • Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты.
  • Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
  • Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
  • Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
  • Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
  • Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S . Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Татьяна Гогуадзе – Почётный Педагог России, учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.

Анкета «Гаджеты в моей жизни»

1. Подключена ли в Вашем доме сеть wi – fi ?

А-да Б-нет

2. По дороге на учебу или с учебы Вы:

А - слушаете музыку: Б - играете или смотрите фильм

в - читаете электронную книгу

3.Сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом:

А - от 30 минут до 1 часа Б - от 2 – до 4 часов

В - 4 -6 часов

Г - пользуетесь постоянно

4. Были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья:

А - жалоб нет, чувствую себя хорошо

Б - ухудшения зрения, слуха

В - головные боли, головокружения:

Г - постоянную слабость, рассеянное

5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов: А - Да Б – Нет

6.Как Вам легче общаться:

А - В живую

7. По дороге на учебу Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия:

А - не вернетесь домой, так как ни чего страшного не произошло

Б - вернетесь домой, так как нечем будет заняться весь день

В - домой не вернетесь, но весь день будите чувствовать не комфортно –

Г - вернетесь, потому что могут позвонить родители

8. Сколько часов в сутки Вы спите:

А - 8 и более часов

Б - 6 -7 часов

В - 4 -5 часов

Г - часто мучает бессонница

9. Ваши родители ругают Вас, что Вы много времени проводите с гаджетом:

А - да Б - нет

В - родители не обращают на это внимание

10. На вопрос: Преподаватели часто делают Вам замечание, что бы Вы убрали телефон во время урока: А – да Б – нет

В - преподаватели не замечают –

Г - телефон во время урока отключаю

11. В ситуации, когда компьютер работает медленно ВЫ:

А - спокойно пытаетесь найти причину

Б - чувствуете сильное раздражение

В - бьете по системному блоку

Г - ни чего не делаю

12. При устных ответах у доски или перед группой людей, ВЫ:

А - чувствуете себя уверенно

Б - чувствуете себя некомфортно, сильно волнуюсь

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Побединская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области

Влияние гаджетов на здоровье человека

Исследовательская работа ученика 8 класса Игринева Алексея

Руководитель Ткаченко В.П. – учитель географии и химии

2016 – 2017 учебный год.

Содержание.

1.Актуальность темы

2.Цели и задачи работы

3.Теоретическая проработка темы исследования

4.Обоснованность применения методики

5.Полнота и достоверность собранного материала

6.Наглядность результатов

7. Научное, практическое, образовательное значение исследовательской работы

8.Обоснованность и значимость выводов

9.Анализ и обсуждение результатов

10.Используемая литература

Объект – ученики школы.

Изучаемое свойство – реакция гаджетов на растущий организм ребенка. Актуальность:

За последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни современного школьника. Различные устройства – компъюторы, планшеты, телефоны и смартфоны помогают человеку в повседневной жизни. Надо быстро найти нужную информацию или срочно передать текстовое сообщение далеко за пределы места жительства. Но не переоценивают ли люди полезность гаджетов, уделяя им очень много времени? Мы решили, что будет интересно узнать, зависимы ли школьники и взрослые от своих гаджетов и как они влияют на их здоровье.

Цель.

Выявление влияния электронной техники на здоровье людей, мозг и психику ребенка – школьника.

Задачи.

Провести исследования, узнать у какого количества людей есть тенденция к зависимости или уже наблюдается зависимость от гаджетов. Донести до детей и их родителей, как гаджеты могут повлиять на здоровье человека. Рекомендовать правила пользования электронной техникой, чтобы не быть зависимыми от них. Узнать насколько сильное влияние имеют гаджеты на детей в современном мире разнообразных технологий.

Гипотеза.

Сейчас без электронной техники прожить не возможно. Не только дети, но и люди старшего возраста обучаются правилам работы с гаджетами. Интернет, чаты, смартфоны… Эти понятия стали неотъемлемой частью современной жизни каждого человека. Но вместе с этим появилась новая болезнь: игромания, интернет – зависимость. Увеличилось число детей, больных типично компьютерными болезнями. Но все же в большинстве своем гаджеты приносят пользу и очень помогают. Мы хотим показать положительные и отрицательные стороны использования гаджетов.

Методика: анкетирование

Теоретическая проработка темы исследования.

Учащимся нашей школы 3 11 класса была предложена анкета, вопросы которой позволили узнать у какого количества ребят есть или уже наблюдается зависимость от гаджетов.

Общее количество опрошенных учащихся – 71 школьник – 63%.

Юноши: 37 человек, их них: 15 – 16 лет – 6 человек. 14 -13 лет – 8 человек. 12 - 11 лет - 12 человек. 10 – 9 – 13 человек. Девушки 34 человека, из них: 15 – 16 лет – 7 человек. 14 – 13лет – 8 человек. 12 - 11 – 11 человек. 10 – 9 – 8 человек.

Обработка данных анкеты

1. На вопрос - подключена ли в Вашем доме сеть wi – fi ?

А-да ответили 50 человек

Б –нет ответили 21 человек

2. На вопрос - по дороге на учебу или с учебы Вы:

А - слушаете музыку, ответили 28 человек 39%

Б - играете или смотрите фильм – 5 человек 7%

В - читаете электронную книгу – 3 человека 4%

Г – ничего не делаю – 35 человек 50%.

При ответах на данный вопрос, мы не увидели позитивной пользы от использования гаджетов, за исключением 3% процентов от общего количества опрошенных, которые читали электронную книгу и 50% шли в школу, просыпаясь.

3. На вопрос - сколько времени в день Вы пользуетесь гаджетом:

А - от 30 минут до 1 часа – 28 человек, 52%.

Б - от 2 – до 4 часов - 20 человек, 28%.

В - 4 -6 часов 8 человек - 11%.

Г - пользуетесь постоянно 13человек, 18%.

В ответах на данный вопрос, есть прямое доказательство злоупотребления гаджетами, так как учеными доказано, что пользоваться гаджетами в течении суток: в 2-3 года можно не более 15-20 минут в день; в 4-5 лет – не более 20-25 минут; в 6-8 лет – не более часа; в 9-16 лет – не более 2-3 часов. А у нас 70 процентов от общего количества опрошенных уже превышают данное среднестатистическое время.

4. На вопрос - были ли у Вас жалобы на ухудшение здоровья:

А - жалоб нет, чувствую себя хорошо – 58 человек,82%.

Б - ухудшения зрения, слуха – 11 человек, 15%

В - головные боли, головокружения – 3 человека, 3%.

Г - постоянную слабость, рассеянное - 1 человек, 1%.

На данный вопрос вызывают обеспокоенность относительно небольшого количества людей 19%, жалующихся на: ухудшения зрения, слуха, головные боли, головокружения, постоянную слабость, рассеянное внимание.

5. Слышали ли Вы о вреде гаджетов :

А - Да – 9 человек, 13%.

Б – Нет – 62 человека, 87%.

В ответах на данный вопрос, радует тот факт, что 9 процентов знают о вредном воздействии на организм человека гаджетов, но при этом злоупотребляют по времени, используя гаджеты, и настораживает, что 87% не слышали о вреде электронной техники.

6. На вопрос - как Вам легче общаться:

А – в живую – 55 человек, 77%.

Радует, что школьники любят общаться вживую. Очень небольшой - 33 процента, от общего количества опрошенных, дают ответ на общение в социальных сетях. Это не может не вызвать тревоги, так как общение в социальных сетях не дает понимания душевного и эмоционального состояния человека. Предложения, написанные в СМС, по электронной почте являются бездушным общением.

7 . По дороге на учебу Вы обнаружили, что забыли гаджет дома, Ваши действия:

А - не вернетесь домой, так как ни чего страшного не произошло – 31 человек,44%.

Б - вернетесь домой, так как нечем будет заняться весь день – 7 человек, 10%.

В - домой не вернетесь, но весь день будите чувствовать себя не комфортно –8 человек. 11%.

Г - вернетесь, потому что могут позвонить родители – 26 человек, 37%

В ответах на данный вопрос, вызывает беспокойство, тот факт, что 31 процент « вернутся домой, так как нечем будет заняться весь день», на лицо зависимость от гаджета, подтверждение того, что гаджет является чем то, что может заменить «Время», а это, очень печально. С другой стороны радует, хоть и не большой(8 процентов от общего количества опрошенных), процент людей которые беспокоятся о своих близких. 2

8. Сколько часов в сутки Вы спите:

А - 8 и более часов – 25 человек, 35%.

Б - 6 -7 часов – 24 человека, 34%.

В - 4 -5 часов – 10 человек, 14%.

Г - часто мучает бессонница – 12 человек, 17%.

Из ответов на данный вопрос, можно сделать вывод, что менее половины опрошенных уделяют достаточное время для полноценного сна, а ведь все знают что, сон является не отьемлемой частью, полноценной жизни человека. 17% опрошенных мучает бессонница, что настораживает. Это дети – 9 – 12 лет, которые долгое время используют гаджеты ежедневно. Родителям необходимо сделать правильные выводы.

9. На вопрос: Ваши родители ругают Вас, что Вы много времени проводите с гаджетом:

А - да – 42 человека, 59%.

Б - нет – 9 человек. 13%.

В - родители не обращают на это внимание – 20 человек, 28%.

Настораживает тот, факт что, 28% процентов родителей не обращают внимание на увлечение детей гаджетами или не хотят на это обращать внимание, в силу различных обстоятельств. Хотя вероятно знают о злоупотреблении по времени использования гаджетов детьми. Есть поговорка: «Чем бы, дитя не тешилось, лишь бы, не плакало», но за этим «Не плакало» возможно, скрывается начальная стадия - «Зависимости» от гаджетов.

10. На вопрос: Преподаватели часто делают Вам замечание, что бы Вы убрали телефон во время урока:

А – да – 18 человек, 25%.

Б – нет – 19 человек, 27%.

В - преподаватели не замечают – 10 человек, 14%.

Г - телефон во время урока отключаю – 24 человека, 34%.

Ответы на данный вопрос, еще раз доказывают, то, что преподаватели не всегда реагируют на использование учащимися во время урока гаджетов, хотя есть и сознательные учащиеся, которые сами выключают гаджеты на время урока, что не может не радовать.

11. В ситуации, когда компьютер работает медленно ВЫ:

А - спокойно пытаетесь найти причину – 38 человек, 54%.

Б - чувствуете сильное раздражение – 10 человек, 14%.

В - бьете по системному блоку – 9 человек, 13%.

Г - ни чего не делаю – 14 человек, 21%.

Проанализировав ответы на данный вопрос, были сделаны неутешительные выводы, почти половина опрошенных, а это 14 процентов, чувствуют сильное раздражение, а некоторые не контролируют практические свое состояние – 13%, налицо факт сильнейшей зависимости от гаджетов, как будто человек теряет, что-то неотъемлемое своей жизни. Обнадеживает, что 65% ведут себя спокойно.

12. При устных ответах у доски или перед группой людей, ВЫ:

А - чувствуете себя уверенно – 33 человека, 46%.

Б - чувствуете себя некомфортно, сильно волнуюсь – 38 человек, 54%.

И наверно главным доказательством того, что, гаджеты не только приносят пользу, но и значительный вред человеку, это видно из ответов на последний вопрос. 33 процента опрошенных пишут, что они не уверенно чувствуют себя при общении вживую в аудитории или перед группой людей, а это значит, что у человека не развито чувство уверенности в силу тех обстоятельств, что общение в социальных сетях не развивает у человека элементарных навыков общения вживую. 54% школьников при ответах чувствуют себя не уверенно. У 17% опрошенных – бессонница, у 14% сон составляет 4-5 часов, что не правильно. Накапливается усталость и снижение успеваемости в школе. 27% имеют раздражение и зависимость от гаджетов. Все это должно обеспокоить родителей, т. к. больше времени школьники проводят дома вместе с любимой игрушкой.

Обоснованность применения методики.

Вопросы анкеты позволяют представить полную картину влияния гаджетов на школьника. Ответы не подписываются: только имя и возраст. Подчерк всех учеников не возможно узнать. Ребята пишут правду, они очень откровенны в своих ответах.

Научное, практическое, образовательное значение исследовательской работы

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн - просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Своим исследованием мы хотим еще раз, привлечь внимание всех: родителей, студентов, учащихся и младших школьников к проблеме, которую нельзя оставлять без внимания, иначе мы можем превратиться в гаджето - зомбированных людей.

Анализ и обсуждение результатов было после каждого вопроса.

Исходя из вышеизложенного, чтобы обезопасить ребенка от пагубного воздействия гаджетов, следует учесть следующие рекомендации: Рекомендации для родителей:

1. Родительский контроль : Установите на гаджет функцию, ограничивающую посещение «недетских» ресурсов, а также программу контроля времени игры. Конечно, необходимо обсудить с ребенком правила сетевой безопасности. При покупке телефона выбирайте модель с наименьшей мощностью излучения. Обращайте внимание на величину SAR.(от 0,28 до 1,5 Вт/кг.)

2. Личный пример : Раз в неделю объявляйте «информационную диету» для всей семьи. Попробуйте поиграть в настольные игры, устройте пикник или, например, пригласите друзей ребенка. А лучше всего устройте поездку за город. Это не только избавит Вашего ребенка от воздействия гаджетов, но и поможет снять стресс, да и просто отдохнуть от шума города.

3. Здоровый сон : Старайтесь, что бы Ваш ребенок ложился и просыпался в одно и то же время каждый день. Идеальная продолжительность сна - 8 часов. Полноценный сон способствует физическому и душевному здоровью. А на ночь стоит отключать в квартире интернет, поскольку многие дети допоздна сидят в Сети, а по утрам встают в школу вялыми и уставшими.

4. Другие интересы : (Спорт и тд.) Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно занятий помимо игр на компьютере. Если же у Вашего ребенка с этим проблемы, то сядьте с ним и обсудите его интересы. Может ребенок, хочет заняться каким либо хобби. Как только Вы выясните интересы Вашего ребенка, запишите его на любимые кружки, спортивные секции и т.д. Если же ребенок молчалив касаемо своих интересов, то можно купить интересные книги или завести в доме домашнего питомца. Периодически заставляйте ребенка выключать гаджет и отправляйте его гулять.

5. Игры по расписанию . Личный компьютер школьника не должен находится в свободном доступе. Составьте расписание дня для ребенка. Что он должен делать, как придет со школы, время отдыха, прогулок, ужин, а так же назначьте ребенку не более 1-2 часов игры за компьютером. После того как Ваше расписание 29 войдет в привычку ребенка, Вы сможете с легкостью заниматься своими делами без надзора за ребенком.

6. Правильное питание : Нужно собрать как можно больше информации о том, какие продукты следует, есть, а какие исключить из рациона. Для того, чтобы смягчить влияние компьютеров и мобильных телефонов надо есть больше овощей и фруктов. В них содержится много витаминов и полезных солей минералов, которые восстанавливают повреждённые клетки головного мозга и нервной системы. Например, польза персиков видна при их употреблении в течение недели. Поедая эти полезные плоды, у Вашего ребенка появятся новые силы для учебы и занятий любимым делом. Очень важно для поддержания зрения употреблять большое количество витамина A и D. Они позволяют регенерировать пораженную структуру глазных нервов. Рекомендации для детей :

1. Продолжительность разговор по мобильному телефону не должна превышать 3-х минут. 1. В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины. В этом случае лучше вообще воздержаться от длительных переговоров,

2. Смягчает воздействие излучения проводная гарнитура, она слегка как бы разрывает связь «антенна - голова».

3. Носить мобильный телефон лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке. Не стоит носить телефон на поясе (для юношей) и на груди (у девушек). 4. Не пользоваться телефоном в транспорте, ведь при быстром передвижении мощность передатчика телефона близка к максимуму.

5. Чем дороже телефон, тем больше вероятность, того, что он имеет большую безопасность. Большая чувствительность приемника позволяет не только обеспечить более уверенную связь, но и позволяет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции.

Выводы.

Прогресс не стоит на месте, и нам от этого никуда не деться. Конечно, нельзя искусственно запретить распространение цифровых устройств и использование их детьми. Тем более, что иногда они просто становятся необходимостью для учебы, коммуникации и прочих жизненных моментов. Но необходимо разработать систему принципов, которая позволит свести вред от гаджетов для подрастающего поколения к минимуму. Иначе последствия их бесконтрольного использования могут оказаться непредсказуемыми. Электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Синдрому игромании подвержены особенно дети и подростки. Они ассоциируют себя с виртуальными героями и болезненно переживатьих неудачи. В мире жестоких игр очень трудно расти человеку с нормальной психикой. Поэтому родителям нужно контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, следить за тем, к какие игры играет ребенок, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Гаджеты можно рассматривать не как средство развлечения, а как реальную помощь в развитии ребенка. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Детям гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром взрослых. Наши бабушки и дедушки читали бумажные книги, слушали радио, много общались между собой за работой, на отдыхе. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Сегодняшнее поколение очень зависит от разного рода гаджетов. Японцы, которые придумали ЭВМ, своим детям более 5 минут в день не позволяют общаться с электронными приборами. И если мы заимствовали у них электронную технику, надо и обратить внимание на воспитание детей в мире растущего влияния ЭВМ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

По данным ВОЗ, около 1,8 миллиарда людей во всем мире пользуются смартфонами каждый день. Так, по проведенным исследованиям известно, что средний пользователь проверяет свой смартфон около 150 раз в день, пишет kp.by.

Как же влияют гаджеты на психику и состояние организма человека?

1. Страдает спина

Большое количество времени владельцы смартфонов проводят, общаясь в WhatsApp, печатая СМС, проверяя сообщения или играя. По сообщениям британской ассоциации хиропрактики (вид мануальной терапии), это привело к резкому увеличению количества молодежи с проблемами спины.

Примерно половина подростков жалуются на боли в спине и шее, из-за постоянно склоненной позы над своими гаджетами.

Хиропрактик Тим Хитчвел сообщил, лишь за последний год число молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет с патологиями спины выросло на 60%.

Вы сидите, полусогнувшись, и в этот момент давление на ваши межпозвонковые диски в два раза выше, чем в обычном положении, - отмечает Хитчвел.

2. Водители с гаджетами подобны пьяным

Исследования ученых Университета Карнеги-Меллона показали, что у водителей, ведущих разговор по смартфону, на 37% понижается активность мозга.

А профессор психологии Марсель Жюст заявляет, что разговор по гаджету, во время управления машиной, вынуждает водителя делать те же ошибки, что делают люди под воздействием алкоголя. Причем, это относится и к пешеходам.

3. Повышается тревожность

Как ни странно, но новые коммуникационные устройства порождают у людей чувство одиночества и изолированности. В Вашингтонском фонде Генри Кайзера определили, что молодые люди, каждый день тратят 10-11 часов, глядя на свои телефоны, ожидая сообщения от друзей, и их отсутствие вызывает беспокойство и чувство, что его все игнорируют.

4. Ожирение

Доктор Джонатан Дюринг, пресс-секретарь Королевского колледжа хирургов Эдинбурга, считает, что снижение физической активности ведет к росту случаев ожирения и является четвертой по значимости причиной смертности во всем мире.

Отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Причем их не только легче будет получить, но и тяжелее потом будет с ними бороться, - подчеркивает он.

5. Депрессия

Детский психотерапевт Джули Линн Эванс говорит, что 20 лет назад она сталкивалась с одной-двумя попытками детского самоубийства в год, а сейчас уже с четырьмя случаями в месяц.

Она считает, что рост числа депрессивных подростков, больных анорексией, молодежи с суицидальными мыслями напрямую связан с гаджетами, где «они свободно путешествуют в темном мире, который зачастую вовсе не предназначен для детей ».

6. Бессонница

Больше 60% молодежи от 18 до 21 года в постели читают или играют перед сном. Однако директор клиники исследования сна университета Логборо Кевина Моргана отмечает, что 2 часа чтения текста на смартфоне останавливают выработку мелатонина и появляется серьезная проблема со сном.

7. Снижение концентрации внимания

По исследованиям ученых из ассоциации психологов Америки известно, что смартфоны существенно ослабляют внимания человека. Просто присутствие смартфона рядом с человеком может сильно уменьшить его концентрированность на выполняемой работе.

В частности, задачи на внимание вместе с рядом лежащем телефоном решаются труднее. Человек постоянно отвлекается и смотрит, не пришло ли сообщения.

А так уж ли виноваты гаджеты, что мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, что портим свое здоровье?

Может все-таки больше надо заниматься собой, детьми, и не пользоваться телефонами в ситуациях, которые требуют концентрации и смартфон превратится в нужный предмет, который облегчает жизнь.

Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. 90 % детей пользуются ежедневно электронными гаджетами. Но помимо пользы они приносят и вред в любом возрасте.

Исследования о влиянии гаджетов на детей давно ведутся в странах Европы и в Америке, поэтому о их влиянии можно судить вполне обосновано. В нашей стране планшеты и смартфоны появились сравнительно недавно и, к сожалению, над этой проблемой мало кто задумывается.

Многие родители с самого раннего возраста дают своему ребёнку гаджеты, поэтому к 3-4 годам дети перестают играть в другие игрушки. Врачи же утверждают, что давать ребёнку играть в обучающие игры на планшете можно только с 7 лет.

Какое влияние оказывает использование девайса на ребёнка? 10 причин, почему не следует давать ребёнку гаджет:

1. Это вредит физическому здоровью

При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости. Это грозит последующим воспалением и инфицированием. Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел).

В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук. Это может вызвать ожирение.

При длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность. Часто, залипая в планшете, любит полакомиться чем-то вкусненьким. По данным исследований американских ученых, дети, которым разрешено выходить в Интернет из своей спальни, на 30% чаще имеют избыточный вес.

2. Это влияет на отношения между ребенком и родителями

Ученые утверждают, что в период от рождения до двух лет мозг ребенка должен увеличиться в три раза. Новые нейроны образуются быстрее, если ребенок постоянно общается с родителями, слышит их голос. Благодаря этому в головном мозге устанавливаются связи, которые в будущем помогают налаживать эмоциональные контакты с другими людьми. Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

Дети, которые часами сидят за гаджетами, имеют проблемы с формированием нервных связей в головном мозге. Это плохо влияет на их умении концентрироваться на другом человеке, снижает самооценку. Поэтому они могут испытывать трудности в установлении личных отношений во взрослой жизни.

3. Это может вызвать зависимость

Профессор психиатрии Гэри Смолл называет замечательное свойство технологий: они постоянно дают возможность делать и получать что-то новое в виртуальном мире. От этого очень трудно отказаться, особенно детям. Ведь это так здорово - получить результат, которого ты захочешь, одним нажатием пальца на дисплей.

Малыши моментально привыкают к этому. В отличие от взрослых, они не умеют сдерживать свои импульсы и контролировать желания. Захотел – получил. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

4. Это учащает детские истерики

Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования. Малыш не может смириться с этим, и всячески демонстрирует свою ярость. Поэтому подумайте хорошо, давая в руки ребенка гаджет: стоит ли временная передышка последующих за ней истерик?

Доктор Дженни Рэдески подчеркивает, что девайсы – не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка, ведь они не предоставляют ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.

5. Это ухудшает сон

Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью. Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает невролог Энн МариЧан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Не разрешайте ребенку игры на планшете вечером, и особенно – перед сном. Замените их спокойными совместными играми, чтением книг.

6.Это вызывает трудности в учебе

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение.

Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

7. Это не развивает умение общаться

При активном использовании смартфонов и планшетов живое общение вытесняется виртуальным, особенно среди подростков. При общении он-лайн не видишь лица человека, его мимики, жестов, поз, которые многое способны сказать об эмоциях. Это не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

Виртуальное общение лишает ребенка возможности увидеть реакцию другого человека, а значит – не дает возможности задуматься о последствиях своих слов и действий.

8. Это может вызвать психические отклонения

Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям. Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению.

9. Это увеличивает детскую агрессивность

Современный мир агрессивен и жесток. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально.

Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

10. Это приводит к социальной тревожности

Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность.

Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Сигачева Валерия

Доклад посвящен изучению современных гаджетов и их влиянию на организм человека.Работа состоит из введения, основного содержания, практической части и заключения.Тема доклада актуальна и имеет большое практическое значение, т.к. практически все люди ежедневно пользуются различного рода электронными гаджетами в своей повседневной жизни. Причем, дети гораздо быстрее осваивают современные гаджеты, чем их родители.Задача докладчика состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме – влиянию современных гаджетов на здоровье человека, в особенности на здоровье детей.На основании своих исследований автор приводит примеры о вредном воздействии гаджетов на здоровье детей и делится некоторыми рекомендациями для решения данной проблемы.Работа отличается структурной четкостью и последовательностью изложения.Автор умеет определять объект, предмет, цель и задачи исследования, самостоятельно и логично проводит сравнение и обобщает результаты исследования.Доклад может быть использован на уроках биологии и на внеклассных мероприятиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «СОШ №37»

Региональный этап Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Номинация: Экология

Тема: «Влияние современных гаджетов на организм человека»

МАОУ «СОШ №37»

Руководитель: Хобракова Норсон Владимировна

г. Улан-Удэ

2016г.

Введение…………………………………………………………………………………..3

I. Роль современных электронных устройств в повседневной жизни человека и

их влияние на здоровье человека в детском возрасте

1. Роль современных гаджетов в повседневной жизни человека…………………… 4

2.Последствия влияния гаджетов на здоровье детей………………………………. 5-7

II. Практическая часть. ……………………………………………………………… 9-10

Список использованной литературы………………………………………………… 13

Приложения

Введение.

Актуальность темы:

Данная тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день, т.к. практически все люди ежедневно пользуются различного рода электронными гаджетами в своей повседневной жизни. Причем, дети гораздо быстрее осваивают современные гаджеты, чем их родители.

Выбор нашей темы обусловлен тем, что за последние два десятилетия гаджеты стали неотъемлемым атрибутом в жизни человека. Различные устройства, вроде компьютеров, компьютерных планшетов и телефонов, очень помогают человеку в повседневной жизни. Благодаря интернету люди быстро находят нужную информацию, могут передать какое-либо текстовое сообщение в другой конец мира, общаются между собой и т.д. И тем не менее, не переоценивают ли люди полезность гаджетов? Уделяя много времени, не становятся ли зависимыми от них? Какое влияние оказывают современные гаджеты на здоровье человека, в особенности на здоровье детей? Нами проведено небольшое исследование, из которого узнали много интересного, каким образом могут повлиять гаджеты на здоровье и психику школьников.

Цель:

Гипотеза:

Задачи:

  1. Изучить роль современных гаджетов в повседневной жизни человека.
  2. Изучить, как влияют гаджеты на развитие речи, коммуникации и социализации у детей.
  3. Изучить последствия влияния гаджетов на здоровье детей.
  4. Провести социологический опрос среди учащихся школы с целью выяснения роли гаджетов в жизни учеников.
  5. Проанализировать собранные результаты и сделать выводы по проделанной работе.

Объект исследования: современные электронные гаджеты

Предмет исследования: влияние современных гаджетов на организм человека.

Методы исследования: аналитический, практический.

  1. Роль современных электронных устройств в повседневной жизни человека и их влияние на здоровье человека в детском возрасте

1. Роль современных гаджетов в повседневной жизни человека

Электроника – это огромная ниша, которая развивается с каждым днем. И если еще полвека назад все, что касается электроники, в большей степени относилось к промышленным разработкам, то уже сегодня существует огромная ниша персональной электроники. Множество гаджетов и девайсов плотно вошли в нашу жизнь, стали её неотъемлемой частью, и мы уже не представляем своего полноценного существования без них. Мобильные телефоны, фотоаппараты, плееры, ноутбуки, планшеты и многое другое стали нашими незаменимыми спутниками и помощниками в повседневной жизни. Если раньше прекрасно обходились без них, то, попробовав один раз, сами не замечаем, как все больше и больше втягиваемся в увлекательный процесс их использования.

Большинство гаджетов – это плоды новых современных технологий. Почти у каждого из них есть более старшие родственники, ведь технический процесс постоянно находится в движении. Рассмотрим, как с каждым годом появляются все новые и новые электронные устройства для персонального пользования.

Персональная электроника развивается огромными темпами, новые разработки все больше и больше нацеливаются на удовлетворение потребностей обычных пользователей. Появились компактные электронные компоненты и новые виды связи. Носители информации стали миниатюрными. Аудиоплеер является младшим родственником стационарного магнитофона. Видеомагнитофон преобразовался в медиапроигрыватель. А у большого компьютера вообще большая семья – это ноутбуки, нетбуки, планшеты и т.п. Те же напольные весы теперь показывают не только вес, но и процентное содержание мышечной массы и жира, жидкости в теле, а еще способны сохранять эти данные. Автомобильные медиакомбайны развлекают пассажиров и водителя новостями, музыкой и видео. Дорогу подскажет навигатор, а видеорегистратор зафиксирует происходящее на дороге и действия водителя.

Самое большое количество гаджетов окружает компьютер. Здесь ручки-диктофоны, часы-телефон, кружка, нагревающая чай и т.д. Все зависит от запросов и финансовых возможностей пользователя.

Сегодня самыми продвинутыми из гаджетов являются коммуникаторы. Они могут все: прочитать документ, послушать музыку, сделать звонок, кино, видео, ТВ и еще сотни программ, которые могут удовлетворить любой вкус. Коммуникаторы представляют собой настоящий центр развлечения и коммуникаций. Но, к сожалению, они мало распространены, так как сложны в управлении.

Удобство использования – главная проблема всех гаджетов. Пока – это управление пальцами, голосовое управление, сенсоры. Но есть надежда, что придет время и гаджет сам будет думать, как выполнить высказанное вами желание.

Современные электронные устройства прочно заняли место в современной жизни, заполнив все ниши, от часов с калькулятором до ноутбуков и планшетов. Через несколько лет эти гаджеты уступят свое место не просто многофункциональным, но и интеллектуальным устройствам. Продолжая развиваться, устройство станет советником и личным секретарем пользователя. Оно сможет решать без напоминания многие вопросы, а также давать советы в различных ситуациях. Сейчас же мы пользуемся всеми плюсами электронных помощников, ощущая существенный дискомфорт, когда по какой-то причине остаемся без них.

Таким образом, современные электронные устройства играют большую положительную роль в жизни современного человека, став его незаменимым помощником во всех областях жизни.

2. Влияние электронных гаджетов на здоровье детей.

Выше было сказано о положительной роли электронных гаджетов в жизни современного человека. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются минусы использования гаджетов, особенно для детей.

Мы все живем в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ученику понадобится знание компьютера , поэтому запрещать его знакомство с разными электронными устройствами, конечно же, не предусмотрительно. Но бесконтрольное использование гаджетов детьми тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.

Как же влияют электронные устройства на здоровье детей? В первую очередь, ухудшается зрение, если ребенок часто сидит в интернете или играет в компьютерные игры. Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Поэтому родители должны следить, чтобы ребенок не жил в «обнимку» с гаджетом, а все-таки играл и развивался еще и в реальном мире.

Результатом постоянного общения ребенка с современными технологиями является малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют в электронные игры на планшетном компьютере или ноутбуке, практически не двигаются. Сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую, сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника, возникают проблемы с осанкой. Эта проблема не только эстетическая, но и физиологическая, т.к. позвоночник играет очень большую роль для здоровья всех органов человека.

Наконец, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, поскольку статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Минусы, безусловно, и в нанесении ущерба психическому здоровью.

Во-первых, это отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Однако, при чём здесь компьютер или планшет? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком-взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми, т.к. они поглощают информацию из интернета, телепрограмм, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран компьютера или телевизора. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать их смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений, им нужен готовый зрительный образ. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие исследователи – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им не интересно общаться друг с другом. Ученые заметили, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но не развивается и даже не возникает, не появляется.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежачего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. Но, с другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

Но неужели всему виной голубой экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, школьнике, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает их силы и внимание, когда планшет подменяет для них игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Детский возраст – период интенсивного становления внутреннего мира, построения личности человека. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) - период зарождения и формирования наиболее основных способностей человека, на чём будет строиться и держаться всё здание личности человека.

Таким образом, сказанное выше не означает, что надо исключить компьютер, планшет из жизни детей. Это невозможно и бессмысленно. Но в дошкольном и раннем школьном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Пользование современными электронными гаджетами в детском возрасте должно быть строго дозированным, под присмотром родителей, а еще лучше вместе с ними, всей семьей смотреть и обсуждать происходящие на экране события и сопереживать их героям.

II. Практическая часть.

Цель:

Изучить влияние современных гаджетов на организм человека.

Гипотеза: гаджеты оказывают вредное воздействие на здоровье детей.

Задачи:

  1. Выяснить, какое место занимают гаджеты в жизни школьников нашей школы.

С этой целью мы провели анкетирование среди учащихся 5-10 классов. В анкетировании приняли участие 266 человек - 82% учащихся. Данные опроса занесены в таблицу (приложения 1-5).

У большинства учащихся дома имеются практически все гаджеты. Первые гаджеты были куплены в возрасте 5-6 лет ребятам 5-6 классов (16-17%), а учащимся 8-10 классов - в 7-8 лет (20-29%). 54-58% учащихся имеют выход в интернет на своих мобильных телефонах. Основное количество опрошенных (39-53%) детей используют гаджеты как средство общения.

Несмотря на то, что учащиеся в анкете указали отрицательное воздействие электронных гаджетов на организм человека, они проводят за ними достаточно большое количество времени (9-48% -более 6 часов). Настораживает тот факт, что во время перемены многие учащиеся, в особенности 5-6 классов, проводят свое время с гаджетами, мало двигаются, что сказывается на их здоровье.

Отрадно, что у ребят 5-6 классов в классе есть друзья, этого не скажешь об учениках старших классов (у 8-10% учащихся нет друзей в классе).

Свободное время дети 5-6 классов проводят на улице - играют в футбол, посещают игровые (внутри школьного двора и во дворах домов №№ 26,28) и спортивную площадку нашей школы. У учащихся 8,10 классов время остается на общение («Вконтакте»), телефоны и т.д. Школьными делами больше всего интересуются учащиеся 10 классов (60%). Компьютерные игры и разные телепередачи любят играть и смотреть большинство учащихся. Учащиеся 8-классов (44%) считают, что гаджеты школьникам оказывают помощь в учебе, а остальные – учащиеся 5,6,10 классов (51-63%) - полезны, как средство общения.

В преддверии Нового года ребята хотят получить от Деда Мороза разные подарки:

Учащиеся 5,6 классов - больше половины детей - новые электронные гаджеты с аксессуарами (объясняется темой опроса, наверное), а также мопед, велосипед, коньки и т.д.

Учащиеся 8 классов - скоростной интернет, электронные гаджеты, подключение Wi-Fi, поездки в разные города и т.д.

Учащиеся 10 классов - особых желаний не выразили (наверное, понимая, что это всего лишь опрос), но все же им нужно: поездки в разные города России, гаджеты (1-2 человека), много денег.

2. Изучить, как влияют гаджеты на развитие речи, коммуникации и социализации детей.

Гипотеза: плохое развитие устной речи у тех детей, которые были знакомы с гаджетами с раннего возраста (игры на планшете и мобильном телефоне).

  1. За помощью мы обратились к учителям русского языка.

Они нам предоставили сведения по 5 «д» и 5 «г» классам. Программой 5 класса предусмотрена проверка по технике чтения. В норме скорость чтения должна составлять 110 слов в минуту. Критерии: на «3» -80-92 слов, на «4» -94-110 слов, на «5» -115-170 слов.

Анализ данной таблицы (Приложение 6,7) показывает, что из 20 ребят в 5 «д» классе – 6 (30%) человек читают на «3», 4 (20%) -на «4», 9 (50%) -на «5».

Из 21 учащихся в 5 «г» классе читают на «3» – 5 (23%), на «4» - 9(42%), на «5» - 5 (26%), на «2» - 2(9%).

Вывод: Те ребята, которые читают на «3» и «2», много времени проводят за компьютером, планшетом, играя в электронные игры. Для развития речи им необходимо много читать, развивать скорость чтения. А также больше общаться со своими сверстниками, дома в семье и меньше времени уделять развлечениям на электронных гаджетах.

II.Использовали данные мониторингового исследования в 5 классах СОШ №37. С 1 сентября 2011года все образовательные учреждения России перешли на Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В связи с этим 20 октября 2015года в нашей школе прошло мониторинговое исследование качества начального общего образования по выявлению метапредметных результатов в 5 классах по математике, окружающему миру и русскому языку. В данном исследовании приняли участие учащиеся 5-х классов.

Анализ выполнения заданий выявил следующее:

Окружающий мир

Типичные ошибки, выявленные в процессе проверки ответов учащихся:

1.отсутствие рассуждения - не смогли дать развернутый ответ;

2. не умеют классифицировать объекты на основании заданных классификаций по схемам- не смогли найти правильные описания растений и животных;

3.из текста учащиеся не смогли выявить сходство и отличия разных объектов (воды и льда);

Математика

Типичные ошибки:

1.неумение анализировать текст задания и устанавливать связь между текстовым и модельным описанием ситуации;

2.неумение анализировать нестандартную ситуацию;

3.неумение анализировать текст;

Русский язык

Типичные ошибки:

1.Не умеют высказывать свою точку зрения.

2.Чаще дают односложные ответы.

3.Рассуждение, доказательная база отсутствуют.

Вывод: Предметы разные, но типичные ошибки одинаковы: дети не внимательны, не вчитываются в задания, не понимают суть поставленных вопросов, что свидетельствует о несформированности читательских компетенций и логического мышления, навыков сравнительного анализа различных источников информации. Среди ребят, у которых есть названные выше типичные ошибки, многие злоупотребляют компьютером, планшетом и другими гаджетами.

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Очевидно, что в большинстве семей электронные гаджеты активно используются для сопровождения раннего развития ребенка. Большую часть времени в жизни наших школьников занимают гаджеты. Много времени тратят на игры в телефоне, на планшете, проводят время в социальных сетях (например, «Вконтакте»), нежели за чтением книг, общением со сверстниками.

2. Одной из причин плохого развития устной речи является чрезмерное увлечение детей гаджетами, что сказывается на технике чтения, пересказе и устных ответах на уроках по разным предметам. К тому же, это влияет на общение и социализацию ребенка. А самое главное - это отрицательно влияет на успеваемость ученика. Это видно из анализа мониторингового исследования по разным предметам.

3. В результате злоупотребления гаджетами у детей ухудшается зрение, нарушается осанка, возникают головные боли, они страдают гиподинамией, происходит задержка речевого развития, возникает психологическая зависимость.

Для эффективного общения со сверстниками ребенок должен уметь организовать взаимодействие с детьми, слушать и слышать собеседника, понимать специфику ситуации общения и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения в семье, в школе с одноклассниками, учителями на уроках и друзьями.

1.Использовать электронные гаджеты по мере необходимости, строго дозируя время пользования.

2.Уделять больше времени на чтение художественной литературы.

3.Частые игры на планшете, телефоне сменить общением с одноклассниками, друзьями и родными в семье.

4. Заниматься доступными видами спорта, различными групповыми играми.

5. Посещать всей семьей, классом, с друзьями выставки, театры и другие культурные мероприятия.

Список использованной литературы

1.Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей - фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». - Казань, 1997. - С. 201-202.

2. Материалы сайта www.autisminrussia.ru

3. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 272 с.

4. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. - СПб: Речь, 2011. - 432 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

6.Материалы сайта http.mfvt.ru

Последние материалы сайта